воскресенье, 17 мая 2015 г.

Мой любимый Чайковский

П.И. Чайковский
10 дней в Оперном театре  проходил  фестиваль, посвящённый 175 –летию Петра Ильича Чайковского. 7 мая весь мир отмечал его день рождения.  Хочу поделиться с вами своим откровением, своей любовью к этому композитору. Только не хочется писать банальные или пафосные фразы о его гениальности.

 Трудно сейчас сказать, когда первый раз я услышала его музыку. Возможно, когда  ещё в начальных классах Таня Казанцева, учась музыке, дома на пианино разучивала «Детский альбом», а я, сидя рядом, с восторгом наблюдала за движением её пальцев и вслушивалась в каждый  звук.  Помню, как  всем классом с Аллой Александровной мы ходили на «Лебединое озеро». А на другой день  на уроке  пересказывали  этот балет, говорили, кому что понравилось. Уже в старших классах, изучая роман Пушкина «Евгений Онегин», ходили слушать оперу.  Этот поход мне очень запомнился.  Мальчишки сидели в следующем ряду за девочками,  и всё время  отпускали разные шутки, соревнуясь в остроумии.  Весь  спектакль мы смеялись то над толстыми исполнителями, то над пыльными тяжеловесными  костюмами, то над самим действием, представляя героями оперы  одноклассников.  Нам было тогда очень весело!!! Сейчас послушать  оперу – одно удовольствие.  Все исполнители, как на подбор – стройные, красивые,  с хорошими голосами. 
 И все-таки самое сильное впечатление от музыки Чайковского было в начальной школе. Как-то по телевизору показывали фильм-оперу «Пиковая дама», где в роли Германа  – Олег Стриженов.     Смотря фильм, я вся замирала, боясь пошевелиться. Музыка достигала такого  накала, что каждая нота в этом огромном многоголосье звуков возбуждала мои нервы и рисовала в воображении картины страшные.  Ночью я не могла уснуть, боясь темноты.  Но именно эти сильные впечатления и возбудили мой интерес к музыке Чайковского, а эта опера стала самой любимой. Вспомните, было ли в вашей жизни когда-нибудь такое состояние, когда решалось что-то важное, когда волнение невозможно унять, когда сердце бьется так, что  вы слышите его стук. И рады бы избавиться  от всего этого, но сила желания или обстоятельства уже не дают свернуть  с намеченного пути.  Все  тончайшие движения души, вся страстность и полнота переживаний  звучат в музыке, в сцене, когда Герман идёт к графине.  Что должен испытывать композитор, когда писал эти ноты?!  Это невозможно постичь!


А ещё люблю Чайковского за его русские мотивы. Когда нахожусь на природе, в лесу, собирая грибы, любуясь березами, именно его мелодии всплывают в памяти и звучат в голове. Ведь именно Чайковский начал популяризировать русскую культуру в 19 веке, когда у русской интеллигенции всё русское считалось дурным вкусом, даже язык образованных людей был французским (вспомните «Войну и мир»). Это была большая смелость в то время.
И, конечно, люблю Чайковского за его простоту. Его музыку понимаешь, и всегда волнует то обстоятельство, когда даже в самой светлой мелодии слышен голос страдающей и тоскующей души, голос самого Чайковского, с его глубоко личной интонацией печали и одиночества.
Но сколько бы я сейчас не писала, слова пусты и никогда не передадут всех  оттенков чувств, которые можно услышать только в его музыке.


Таня Майорова

Комментариев нет:

Отправить комментарий