П.И. Чайковский |
10 дней в Оперном театре
проходил фестиваль, посвящённый
175 –летию Петра Ильича Чайковского. 7 мая весь мир отмечал его день рождения. Хочу поделиться с вами своим откровением,
своей любовью к этому композитору. Только не хочется писать банальные или пафосные
фразы о его гениальности.
Трудно сейчас
сказать, когда первый раз я услышала его музыку. Возможно, когда ещё в начальных классах Таня Казанцева, учась
музыке, дома на пианино разучивала «Детский альбом», а я, сидя рядом, с
восторгом наблюдала за движением её пальцев и вслушивалась в каждый звук.
Помню, как всем классом с Аллой
Александровной мы ходили на «Лебединое озеро». А на другой день на уроке
пересказывали этот балет,
говорили, кому что понравилось. Уже в старших классах, изучая роман Пушкина
«Евгений Онегин», ходили слушать оперу.
Этот поход мне очень запомнился.
Мальчишки сидели в следующем ряду за девочками, и всё время
отпускали разные шутки, соревнуясь в остроумии. Весь
спектакль мы смеялись то над толстыми исполнителями, то над пыльными
тяжеловесными костюмами, то над самим
действием, представляя героями оперы
одноклассников. Нам было тогда
очень весело!!! Сейчас послушать оперу –
одно удовольствие. Все исполнители, как
на подбор – стройные, красивые, с
хорошими голосами.
И все-таки самое
сильное впечатление от музыки Чайковского было в начальной школе. Как-то по
телевизору показывали фильм-оперу «Пиковая дама», где в роли Германа – Олег Стриженов. Смотря фильм, я вся замирала, боясь
пошевелиться. Музыка достигала такого
накала, что каждая нота в этом огромном многоголосье звуков возбуждала
мои нервы и рисовала в воображении картины страшные. Ночью я не могла уснуть, боясь темноты. Но именно эти сильные впечатления и возбудили
мой интерес к музыке Чайковского, а эта опера стала самой любимой. Вспомните,
было ли в вашей жизни когда-нибудь такое состояние, когда решалось что-то
важное, когда волнение невозможно унять, когда сердце бьется так, что вы слышите его стук. И рады бы избавиться от всего этого, но сила желания или
обстоятельства уже не дают свернуть с
намеченного пути. Все тончайшие движения души, вся страстность и
полнота переживаний звучат в музыке, в
сцене, когда Герман идёт к графине. Что
должен испытывать композитор, когда писал эти ноты?! Это невозможно постичь!
А ещё люблю Чайковского за его русские мотивы. Когда нахожусь на природе, в лесу, собирая грибы, любуясь березами, именно его мелодии всплывают в памяти и звучат в голове. Ведь именно Чайковский начал популяризировать русскую культуру в 19 веке, когда у русской интеллигенции всё русское считалось дурным вкусом, даже язык образованных людей был французским (вспомните «Войну и мир»). Это была большая смелость в то время.
И, конечно, люблю Чайковского за его простоту. Его музыку понимаешь, и всегда волнует то обстоятельство, когда даже в самой светлой мелодии слышен голос страдающей и тоскующей души, голос самого Чайковского, с его глубоко личной интонацией печали и одиночества.
Но сколько бы я сейчас не писала, слова пусты и никогда не передадут всех оттенков чувств, которые можно услышать только в его музыке.
Таня Майорова
Комментариев нет:
Отправить комментарий